Эксплуатация зимних шин

01.01.2014

Из-за больших перепадов температур в зимний и летний период возникла необходимость разделения автомобильных шин по сезонной применяемости. Резина, из которой сделана летняя шина, предназначена для летнего периода. В холодное время года она твердеет, тем самым ухудшается сцепление шин с дорогой. Это ведет к таким нежелательным последствиям как ухудшение управляемости, снижение эффективности торможения и устойчивости автомобиля на дороге. Зимние шины необходимо использовать при температуре воздуха от +7С и ниже. При таких температурах каучуковая смесь шин наиболее полно раскрывает свой эксплуатационный потенциал.

В наше время технологии шинного производства достигли таких высот, что качество автошин от различных мировых лидеров практически ничем не отличается. Поэтому, когда вы выбираете для своего автомобиля шины таких известных производителей как Bridgestone, Yokohama, Good Year, Michelin или Nokian Tyres, из отечественных брендов наиболее качественными и соответствующими мировым аналогам можно выделить Кама Евро, Амтел и Кордиант.

У зимних автошин шашки протектора более крупные, имеют тонкие прорези (ламели), часто имеют пилообразные края – это улучшает проходимость автомобиля и усиливает сцепление колес на льду.

Вот некоторые рекомендации по выбору и эксплуатации зимних шин:

1. Главное условие – все шины, устанавливаемые вами на автомобиль, обязательно должны быть однотипными. Устанавливать зимнюю резину только на ведущую ось неправильно. Если такие шины установить только на передние колеса, то сила сцепления задних колес будет значительно меньше – риск заноса автомобиля вокруг передней оси. Если же зимние шины устанавливать только на задние колеса переднеприводного автомобиля, то это также может привести к потере управляемости, поскольку ведущие передние колеса будут иметь плохое сцепление со скользкой дорогой. На полноприводных автомобилях все четыре колеса обязательно должны иметь одинаковые колеса, так как в противном случае значительно увеличится износ трансмиссии автомобиля.

2. Шипы или липучка?

Ошипованные шины следует приобретать тогда, когда автомобиль в основном используется за городом. Загородные дороги хуже чистятся и имеются участки покрытые льдом. У водителя должны быть определенные навыки по управлению автомобилем в гололед. При эксплуатации автомобиля в городе, где дороги хорошо чистят и посыпают антигололедными реагентами лучше использовать фрикционные шины ( с естественными сцепными свойствами, «липучками»).

3. Демисезонные (всесезонные) шины можно использовать при ограниченной эксплуатации автомобиля в зимний период.

Нужно при езде соблюдать осторожность, так как у таких шин сцепление на льду значительно хуже, чем на дорогах с твердым покрытием.

4. Зимой движение лучше начинать с небольшой скоростью (около одного километра), чтобы шины смогли немного «прогреться». У холодной автошины ниже способность к самоочищению, и если во время стоянки автомобиля в прорезях ламелей скопилась замерзшая вода, то может снизиться управляемость.

5. Во время сезонной замены ошипованных колес следует следить, чтобы направление вращения оставалось прежним, то есть только с одной стороны автомобиля можно менять местами колеса.

Это связано с тем, что шипы во время движения односторонне деформируют отверстия в которые вставлены. Если же изменить направление движения, то деформируется и вторая сторона и шип может выпасть, а вновь установленный в отверстие шип будет плохо держаться. Поэтому перед хранением шин следует помечать, на какой стороне автомобиля они стояли.

6. На зиму лучше ставить более узкие шины с большей высотой профиля – улучшается проходимость автомобиля по снегу, поскольку увеличивается давление в точке контакта шины с дорожным покрытием.

7. Постоянно контролируете давление в шинах. Езда на полуспущенных колесах приводит к быстрому износу шин и к преждевременному выпадению шипов в ошипованных шинах. Температура воздуха также влияет на давление в шинах – чем температура ниже, тем меньше давление. В холодное время года к нормальному давлению в колесах лучше добавлять 0.2 бара.

8. Еще одно важное правило: перед каждой установкой новых шин на автомобиль проверяйте состояние деталей подвески, амортизаторов, рулевого управления, при необходимости отрегулируйте развал-схождение – все это увеличит срок эксплуатации шин.

И еще один совет. Не забывайте, что вождение автомобилем зимой должно быть спокойным, взвешенным, старайтесь соблюдать безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля. Будьте на дороге аккуратными и внимательными, не совершайте никаких резких маневров. Поверьте, даже с самыми дорогими и качественными шинами зимняя дорога летней не становится

Многие экономные автовладельцы часто задают вопрос: стоит ли менять зимние шины на летние с наступлением весны или можно успешно проездить лето, не снимая зимних шин, особенно, если в них нет шипов? Ведь в прошлые времена народ прекрасно ездил на единственном комплекте шин многие годы и даже не подозревал, что существуют «раздельные» шины для зимы и лета (а их практически и не было). Постараемся вкратце объяснить, зачем вообще выпускаются шины, предназначенные для разных сезонов эксплуатации. Состав резины летних («дорожных») шин выполнен максимально твердым для повышения износостойкости. Шашки протектора сделаны крупными с целью увеличения пятна контакта с покрытием (заметим, что у шин, предназначенных для высокоскоростных спортивных автомобилей, шашки протектора еще крупнее, а иногда и вовсе сливаются в одну гладкую поверхность – такие шины называются «сликами»). Понятно, что ждать от летних шин зимой ничего хорошего не приходится: их резина «дубеет», канавки протектора забиваются снегом, а отсутствие ламелей (мелкой «нарезки» шашек) вызывает скольжение на льду и укатанном снегу.

У зимних шин всё практически наоборот. Изначально разработанные для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах при минусовых температурах, они не превращаются в «пластмассу» и сохраняют приемлемую эластичность даже при -30оС. Рисунок протектора у зимних шин обычно более разреженный, чем у летних – для лучшей самоочистки от набивающегося снего. Шашки протектора имеют ламели - тонкие извилистые прорези для лучшего сцепления с заснеженной и обледенелой поверхностью. Некоторые модели зимних шин предназначены для ошиповки. Шипы устанавливаются в отдельные шашки протектора, не имеющие ламелей. Многие владельцы, впервые попробовав зимой использовать зимние шины, убедились, что с летними они несравнимы. «Передовиками» в покорении обледенелых и заснеженных дорог заслуженно считаются шины Nokian, Gislaved, Michelin, Continental.

Почему же нельзя, а вернее, почему не стоит использовать зимние шины летом? Ведь по идее мягкий состав резиновой смеси должен лучше работать на асфальте и бетоне. Дело в том, что данный состав не выдержит столь «жесткой» эксплуатации, и шины быстро износятся, став при этом непригодными и для зимы. Кроме того, зимние шины на чистом сухом асфальте становятся очень «податливыми». Попробуйте наступить ногой на щетку, лежащую щетиной вверх. Вы почувствуете примерно то же, что «чувствует» зимняя шина на асфальте: неустойчивость положения.

Это влечет такие опасные явления, как ухудшение курсовой устойчивости, управляемости, тормозных свойств. Автомобиль вяло, с запозданием реагирует на поворот руля, а при маневрах «плавает» по всей полосе. Замедление происходит неохотно, вяло, тормозной путь возрастает. Еще заметнее он возрастает при использовании летом шипованных шин. Помимо прочего, зимние шины сильно шумят, причем, с ростом скорости (летом мы обычно ездим быстрее, чем зимой) шум становится заметнее, к тому же могут проявиться и вибрации. Вывод: использование зимних шин летом не только неэкономично, но в какой-то мере даже опасно. Хотя и не так, как использование летних шин зимой.

 

 

← Рациональный режим движения автомобиля. Индекс скорости и нагрузки шины →

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий