Характеристика российского и зарубежного рынка автомобильных шин

04.11.2013

Характеристика российского и зарубежного рынка автомобильных шин

Российский рынок шин является одним из наиболее перспективных и быстрорастущих в мире. В 2012 году объем рынка шин в России составил 57 млн. штук в натуральном выражении (по данным компании «Инвесториум»)

Объем производства всех типов шин в России в 2012 году составил 45,5 млн. штук. Наиболее значительную долю в общем объеме производства составили шины для легковых автомобилей и легковесных грузовиков - 76,9% или 35 млн. штук; доля шин для грузовых автомобилей оценивается в 22% или 10 млн. штук; производство шин для сельскохозяйственных машин составило 1,1% от общего объема или 0,5 млн. штук; производство шин для тяжелых грузовиков и самосвалов – 0,01% или 5 тыс. штук.

Структура российского производства шин в 2012 году, % от общего объема производства в натуральном выражении (по данным компании «Инвесториум»)

Крупнейшими отечественными производителями шин являются три холдинговые компании: ОАО «СИБУР-Русские шины»(Кордиант), ОАО «Амтел-Фредештайн» и ОАО «Нижнекамскшина». По оценкам компании «Инвесториум», доля этих трех компаний в общем объеме производства шин в России в 2012 году составила 90,9%: «СИБУР-Русские шины» заняла 36,7% рынка в натуральном выражении, «Нижнекамскшина» – 28,7%, «Амтел-Фредештайн» - 25,4% (см. рисунок 2). По отношению к показателям 2011 года объем производства шин «СИБУР-Русские шины» сократился на 4,9%, а «Нижнекамскшина» и «Амтел-Фредештайн» увеличился на 2,2 и 19,3% соответственно. Доли трех лидеров от объема рынка в стоимостном выражении, согласно данным, приводимым РИА «РосБизнесКонсалтинг», в 2012 году составили: «СИБУР-Русские шины» - 39,6%, «Нижнекамскшина» – 30%, «Амтел-Фредештайн» - 22,6%.

Доля импортируемых шин всех типов в 2012 году составила 20,2% от общего объема российского рынка или 11,5 млн. штук, при этом официально зарегистрированный импорт составил 8,5 млн. штук (14,9% от объема рынка), в качестве «серого» импорта в Россию было ввезено 3 млн. штук шин (5,3% от общего объема рынка). Как сообщают эксперты компании «Инвесториум», в 2012 году более 50% импорта шин в Россию составили шины С-класса (т.е., низкого качества) производства Украины и Беларуси. С использованием «серых» схем импортируются преимущественно шины, бывшие в употреблении (в частности, такие шины декларируются как «использованные шины для переработки»). Среди зарубежных производителей, шины которых импортируются в Россию, в пятерку лидеров входят следующие компании: Nokian Tires, Goodyear, Bridgestone, Continental, Michelin. Совокупная доля этих производителей от объема импорта на российском рынке в натуральном выражении, по оценкам экспертов компании Nokian Tyres, составляет 54%, по оценкам экспертов «Амтел» – 34%.

По информации экспертов компании «Сибур», характерная для российского рынка шин тенденция увеличения внутреннего производства и снижения объемов импорта в значительной мере связана со стремлением западных производителей к расширению своего присутствия в России посредством открытия на территории нашей страны собственных производств или кооперации с отечественными производителями. По прогнозам, общий объем производственных мощностей западных производителей в России к 2012 году составит 17 млн. штук.

В качестве примера расширения присутствия в России ведущих зарубежных производителей шин можно привести компанию Nokian Tyres, открывшую собственное производство в г. Всеволжск Ленинградской области. В 2012 году завод выпустил 290,6 тыс. шин для легковых автомобилей; в первом полугодии 2013 года объем производства достиг 874,1 тыс. автомобильных шин. Другим примером выступает французская компания Michelin, открывшая в 2008 году завод в Давыдово Московской области. В 2012 году компания реализовала в России более 1 млн. автомобильных шин, а в текущем году планирует составить конкуренцию отечественным производителям шин на рынке наиболее массовых покрышек для колес радиусом 13, 14, и 15 дюймов.

Опишем кратко современную ситуацию в двух основных сегментах российского рынка шин: на рынке шин для легковых автомобилей и на рынке шин для грузовых автомобилей.

Объем российского рынка шин для легковых автомобилей и легковесных грузовиков, по данным компании «Инвесториум», в 2012 году составил 35 млн. штук; по информации, приведенной другим источником, объем рынка характеризовался более значительными показателями – 43,5-44 млн. штук; а по информации, приведенной на сайте Quote.ru со ссылкой на данные РИА «РосБизнесКонсалтинг», в 2012 году объем российского производства шин для легковых автомобилей и легковесных грузовиков характеризовался более скромными показателями – 26,4 млн. штук.

В текущем году, по прогнозам экспертов, объем продаж шин для легковых автомобилей возрастет на 1,5 млн. штук по отношению к показателю прошлого года, при этом наибольшая динамика (20-25%) будет характерна для шин сегмента «премиум», занимающего долю порядка 15-16%. На долю шин для легковых автомобилей среднего ценового сегмента приходится 25-26% рынка при годовом приросте в 10-13%. Наиболее распространены в России шины эконом-сегмента, аккумулирующие 58-60% рынка, однако объем продаж этих шин характеризуется тенденцией к снижению на 2-3% в год.

К 2012 году «СИБУР-Русские шины» планирует существенно увеличить объемы производства шин для грузовых автомобилей и обеспечить до 60% потребностей российского рынка.

По оценкам экспертов, одними из основных тенденций развития российского рынка шин в ближайшие годы станут: в сегменте шин для легковых автомобилей – дальнейшее развитие специализации шин для зимних и летних условий эксплуатации; в сегменте шин для грузовых автомобилей наиболее быстрыми темпами будет развиваться рынок шин с цельнометаллическим кордом и их сервис. Прогнозируемый рост производства шин в России повлечет за собой соответствующий рост внутреннего рынка основных материалов шинного производства, в том числе: резиновых смесей, каучуков, наполнителей, пластификаторов, смягчителей, технологически активных добавок, химикатов. Ожидаются изменения в структуре дистрибуции шин, где основную роль будут играть крупные сетевые компании, не только продающие шины, но и оказывающие услуги по их обслуживанию.

← Выполнение правил монтажа и демонтажа шин Рациональный режим движения автомобиля.  →

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий